← 13 декабря 2017 →
Действующим законодательством установлено, что запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке не распространяется на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а запрет на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений не применяется к соглашениям о передаче права использования объектов интеллектуальной собственности (ч. 4 ст. 10, ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; далее – закон о защите конкуренции). ФАС России уже неоднократно предлагала скорректировать эти антимонопольные ограничения – причем если сначала речь шла об определении условий распространения антимонопольного законодательства на отношения, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, то сейчас нормы о неприменении в данной сфере указанных выше запретов предлагается вообще исключить из закона о защите конкуренции. Соответствующий ведомственный законопроект1 был обнародован в конце октября.
Как отмечают разработчики проекта, в условиях перехода к цифровой экономике все большее влияние на конкуренцию на российском рынке оказывают транснациональные корпорации, обладающие правами на операционные системы, базы данных и другое программное обеспечение. Невозможность применения к ним норм о запрете на злоупотребление доминирующим положением ведет к монополизации соответствующих сегментов рынка, что не только вредит его российским участникам, но и ущемляет права потребителей. Все чаще такие правообладатели пытаются обосновать законность своих антиконкурентных действий ссылкой на неприменение запрета на ограничение конкуренции при осуществлении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, отмечается в пояснительных материалах к законопроекту. Также подчеркивается, что нормы об антимонопольном иммунитете не согласуются с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе – он не содержит оговорок о неприменении запрета на осуществление субъектом рынка, занимающего доминирующее положение, действий, которые могут привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (п. 1 ст. 76 указанного договора), к обладателям исключительных прав и не предусматривает права на закрепление иного регулирования этих отношений национальным законодательством.
Необходимость обеспечения стабильности цифровых рынков и баланса интересов их участников, а также данное ФАС России по итогам заседания Правительства РФ, состоявшегося 5 октября текущего года, поручение о подготовке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства, в том числе в части его распространения на результаты интеллектуальной деятельности, с последующим их включением в план мероприятий по реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и обусловило разработку проекта.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1154414/#ixzz518U34QXb