Реклама на сайте




Новости юридического мира
ФАС России: к соглашениям об использовании объектов интеллектуальной собственности должен применяться запрет на ограничение конкуренции


 13 декабря 2017 

Действующим законодательством установлено, что запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке не распространяется на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а запрет на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений не применяется к соглашениям о передаче права использования объектов интеллектуальной собственности (ч. 4 ст. 10, ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; далее – закон о защите конкуренции). ФАС России уже неоднократно предлагала скорректировать эти антимонопольные ограничения – причем если сначала речь шла об определении условий распространения антимонопольного законодательства на отношения, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, то сейчас нормы о неприменении в данной сфере указанных выше запретов предлагается вообще исключить из закона о защите конкуренции. Соответствующий ведомственный законопроект1 был обнародован в конце октября.

Как отмечают разработчики проекта, в условиях перехода к цифровой экономике все большее влияние на конкуренцию на российском рынке оказывают транснациональные корпорации, обладающие правами на операционные системы, базы данных и другое программное обеспечение. Невозможность применения к ним норм о запрете на злоупотребление доминирующим положением ведет к монополизации соответствующих сегментов рынка, что не только вредит его российским участникам, но и ущемляет права потребителей. Все чаще такие правообладатели пытаются обосновать законность своих антиконкурентных действий ссылкой на неприменение запрета на ограничение конкуренции при осуществлении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, отмечается в пояснительных материалах к законопроекту. Также подчеркивается, что нормы об антимонопольном иммунитете не согласуются с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе – он не содержит оговорок о неприменении запрета на осуществление субъектом рынка, занимающего доминирующее положение, действий, которые могут привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (п. 1 ст. 76 указанного договора), к обладателям исключительных прав и не предусматривает права на закрепление иного регулирования этих отношений национальным законодательством.

Необходимость обеспечения стабильности цифровых рынков и баланса интересов их участников, а также данное ФАС России по итогам заседания Правительства РФ, состоявшегося 5 октября текущего года, поручение о подготовке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства, в том числе в части его распространения на результаты интеллектуальной деятельности, с последующим их включением в план мероприятий по реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и обусловило разработку проекта.



ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1154414/#ixzz518U34QXb